Святитель Спиридон издревле почитается в России. «Солнцеворот» или «поворот солнца на лето» (25 декабря по новому стилю), совпадающий с памятью святителя, называли на Руси «Спиридоновым поворотом». Особым почитанием пользовался святой в Новгороде и Москве, а позже и в Санкт-Петербурге.
В 1633-1639 годах в Москве, в патриаршей слободе на «Козьем болоте», по благословению Патриарха Филарета была выстроена церковь Рождества Богородицы с приделом святителя Спиридона. Эта церковь в народе называлась обычно Спиридоньевской. Церковь стояла на углу улицы Спиридоновки и Большого Спиридоньевского переулка и была разрушена в 1932 году. В настоящее время на ее месте находится жилой дом. В статье Е. Лебедевой, посвященной истории этой церкви, читаем: «Основание московской церкви во имя св. Спиридона на Козихе состоялось в то время, когда патриаршая слобода была уже достаточно развита как городской хозяйственный центр и требовала своей «патрональной» церкви. Самая первая, деревянная Спиридоньевская церковь была известна здесь уже в 1627 году. А в 1633-1639 годах ее возвели каменной по указу Патриарха Филарета - он вообще любил эту местность и построил для себя в ее окрестностях, за пределами Козьей слободы, маленькую церковь св. Феодора Студийского, которая стала его укромным молельным храмом.
Главный престол новой слободской церкви освятили во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а приделы - во имя св. Николая Чудотворца и св. Спиридона. Был здесь чтимый чудотворный образ св. Спиридона с частицами мощей. В 1717 году, в петровскую эпоху, здесь был устроен новый придел во имя св. апостолов Петра и Павла, а спустя еще столетие вся церковь была перестроена, и Спиридоньевский придел освятили уже в новой трапезной. Вся эта перестройка произошла по необходимости расширить храм, так как его приход сильно увеличился - со временем старинная патриаршая слобода исчезла, и местность превратилась в элитнейший старомосковский район. Тихая Спиридоновка стала «барской улицей», тягавшейся с Арбатом и Пречистенкой: здесь тоже не было ни торговли, ни кабаков, и тоже жили люди «достаточного» и «образованного сословия», хотя многие из них были купеческого звания и даже вышли из крепостных - Морозовы, Рябушинские, Тарасовы.
Спиридоновка! Сколько чувств рождает это имя у москвича, и какой чарующей московской тайной предстает она гостю русской столицы. Настоящая улица-музей - пешая прогулка по ней дает возможность увидеть в миниатюре всю старую Москву. В самом ее начале, у Никитских ворот - знаменитый особняк Степана Рябушинского, визитная карточка московского модерна, провозгласившего исцеление жизни красотой, которую творит искусство. И хотя в нем открыт мемориальный музей Горького, сам по себе этот дом - музей архитектуры и старомосковского быта эпохи «брильянтового» века. На другой стороне - роскошно отреставрированные палаты старинного Гранатового двора. Здесь, рядом с московскими бронниками, находился оружейный склад боеприпасов и литейные печи, где отливали русские пушки. Отсюда после пожара в XVIII столетии Гранатный двор перевели на Васильевский луг к Москворецкой набережной, где потом был выстроен екатерининский Воспитательный дом, а Гранатный двор вновь перевели к далекому Симонову монастырю.
Точно напротив места, где возвышалась Спиридоньевская церковь, - особняк Саввы Морозова, стилизованный Шехтелем под средневековый замок: «Мой дом - моя крепость». Здесь прятался у хозяина Николай Бауман, которого разыскивала вся полиция. И когда губернатор Москвы, великий князь Сергей Александрович, приезжал к Морозову на обед, он и не подозревал, что его любезный собеседник за столом и есть тот самый Бауман. Здесь прошли самые трагические дни жизни Саввы Морозова накануне самоубийства, полные горечи, обид и разладов с семьей, с друзьями и с самим собой. Здесь он занимал две скромные комнатки на втором этаже, а огромный, изумляющий древневосточной роскошью, особняк был владением его жены, Зинаиды Григорьевны. Потом она купила себе подмосковную усадьбу Горки, некогда принадлежавшую князьям Трубецким, и вновь пригласила Шехтеля перестроить ее в модном стиле модерн. Когда после смерти Саввы Тимофеевича она вышла замуж за московского градоначальника Рейнбота, она привезла мужа в свой подмосковный дом, куда для его служебных надобностей провели редкий еще телефон. Усадьба во вкусе Морозовой оказалась такой комфортабельной, что в 1918 году ее передали Ленину. Сам же особняк на Спиридоновке купили у вдовы Рябушинские, а после революции дом перешел в ведение МИДа. Здесь же, на Спиридоновке, жил известный врач-отоларинголог А.Ф. Беляев, у которого лечились Шаляпин и Собинов. А в советское время в доме №15 жил маршал Г.К. Жуков и именно здесь писал свои знаменитые мемуары.
За три века своей жизни Спиридоньевская церковь стала свидетельницей многих исторических событий, важных для России. И на ее собственную долю выпало участвовать в них. В трагическом июле 1918 года, после того, как было получено известие о расстреле семьи императора Николая II, его приверженцы открыто отслужили в Спиридоньевской церкви заупокойную обедню. На ней присутствовали бывшие придворные, государственные чиновники и члены монархических и правых партий. Как вспоминал один участник, тогда еще не боялись столь искренне выражать свои чувства и отношение к жизни - настоящий красный террор начался только в сентябре.
А еще спустя годы Спиридоньевская церковь поплатилась жизнью из-за социалистической реконструкции столицы. В 1930 году церковь была сломана под экспериментальное строительство в престижном районе старой Москвы - только лишь великий подвижник П.Д. Барановский успел сделать необходимые обмеры. В 1932-1934 годах точно на ее месте выстроили большой жилой дом треста «Теплобетон» в стиле конструктивизма. На первый взгляд - обычный дом, но дом уникальный.
Во-первых, он был построен из редкой технологической новинки - теплобетона, то есть бетона с теплопроводным наполнением, чтобы опробовать его. Во-вторых, дом представляет собой настоящую декларацию социалистической реконструкции столицы, а именно идею синтеза архитектуры и скульптуры. Этот важнейший художественный принцип социалистического зодчества был рассчитан на идеологическое воспитание массового жителя.
«...И теперь Спиридоньевскую церковь помнят лишь ее исторические соседи. А как хотелось бы, чтобы она была восстановлена, дабы исчез мрак языческий с Российской земли» 22.
Престол в честь святителя Спиридона сохранился в церкви Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах (в Большом Власьевском переулке), одной из древнейших в Москве (впервые упоминается в 1560 году). Считают, что эту церковь впервые выстроил в камне внук Патриарха Филарета, царь Алексей Михайлович, около 1653 года. В1799-1806 годах Успенская церковь была отстроена заново по проекту архитектора Н. Леграна. Очевидно, именно тогда в ней был устроен придел в честь святителя Спиридона. Эта церковь была закрыта в 1932 году и в 1990-е годы возвращена Церкви.
В московской церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке (в Брюсовом переулке), одной из немногих, не закрывавшихся во время советской власти, находится чтимая икона святителя Спиридона с частицей его мощей.
В Санкт-Петербурге было четыре Спиридоньевских церкви: при Главном управлении императорских уделов, при Елизаветинском женском институте, при Лейб-гвардии Финляндском полку и в Главном Адмиралтействе. Все они были воздвигнуты в царствование Александра I. Император родился 12 декабря 1777 года, в день святого Спиридона, и святитель являлся вместе со святым Александром Невским его небесным покровителем. «Адмиралтейский» храм святителя Спиридона Тримифунтского, устроенный по проекту О. Монферана, был освящен 12 декабря 1821 года.
На Васильевском острове, на углу Большого проспекта и 19-й линии, в 1903-1904 годах, к 100-летию Финляндского полка, была построена часовня святителя Спиридона, приписанная к полковой Спиридоньевской церкви. Часовня, закрытая после революции, сейчас возвращена Церкви.
Сохранилась церковь святителя Спиридона в Ораниенбауме, построенная в 1838 году для нужд Лейб-гвардии Волынский полка (образованного из одного из батальонов Финляндского полка). В настоящее время храм восстанавливается, возобновлено богослужение. Одной из святынь этого храма является частичка башмачка святителя Спиридона, привезенная с о. Корфу.
Бархатный башмачок святителя хранился ранее в «Адмиралтейском» храме в Санкт-Петербурге, а часть башмачка - в церкви при Елизаветинском женском институте.
С 26 апреля 2007 г. в Покровском храме Данилова монастыря в специальном киоте находится башмачок с частицей мощей святителя Спиридона Тримифунтского. Башмачок был передан в дар Данилову монастырю в апреле 2007 года митрополитом Керкиры, Пакси и близлежащих островов Нектарием, сопровождавшим, в качестве главы почетной греческой делегации, десницу святителя Спиридона во время пребывания ее в Москве.
Почитание частичек башмачков святителя Спиридона в России началось со времени царствования Александра I. В русских церквах стали появляться «башмачки святителя Спиридона» (чаще, впрочем, частички башмачков), привозимые обычно знатными лицами с острова Корфу. Раз в год мощи святителя, по обычаю, переобувают, и башмачки, снятые с мощей, как великую святыню, передают верующим. Жители о. Корфу верят, что святитель ходит по земле, навещая тех, кому нужна его помощь, и чудесным образом истаптывает свою обувь. Поэтому башмачки его оказываются изношенными. Если сейчас мы приедем к мощам святителя Спиридона в столицу острова Корфу - Керкиру, то там нам обязательно дадут частичку башмачка святителя. Местное духовенство, настоятель храма, смотритель мощей рассказывают, что раз в год башмачки святителя приходится менять, так как они стаптываются. Рака с мощами закрывается на два замка, которые открываются двумя ключами одновременно. Открыть раку можно только вдвоем. И когда ключик не поворачивается, значит, считается на острове, святитель Спиридон «отлучился»: помогает кому-то.